Кто такие “ВОЛЭНДЫ”, или мой опыт гибридизации лаек с волками.
Слово “ВОЛЭНД” мы придумали сами, дав название той работе и той породе, которой мы на протяжении вот уже многих лет занимаемся. Оно происходит от английского словосочетания "Wolf And Dog", что в переводе означает "Волк и Собака". Сегодня интерес к гибридам собак с дикими предками переживает новым бум. Казалось бы, почему? Ведь столько создано за тысячелетия человечеством пород, и вроде бы на все случаи жизни и на все вкусы, на все причуды и на все пристрастия. Так почему же мы сегодня возвращаемся "назад", к исходным формам, к тем формам, которые создал БОГ, а не Человек? Что поделать: породы собак, как и всё в этом мире имеет свой подъем и свой крах, свой расцвет и свой закат, и при неразумном подходе к отбору и разведению они тоже подвержены деградации и вырождению. Сегодня многие породы собак, некогда отличавшиеся выдающимися рабочими качествами (доберманы, ротвейлеры, колли, боксёры, различные иностранные спаниели, доги и многие, многие другие) всё больше и больше становятся просто декоративными, выставочными собаками. Упало качество и немецких овчарок: и чутьё не то, и психика не та. Вы посмотрите, каких собак разводил в своё время великий и гениальный капитан Макс фон Штефаниц, основатель породы Немецкая Овчарка, и каких чудовищ выводят немцы сейчас! Между тем, как всегда любил повторять всё тот же фон Штефониц: "Разведение овчарки - это разведение пользовательной (т.е. рабочей) собаки, иначе это не разведение вообще!". А вот что пишут в книге "Немецкая овчарка сегодня" Уинифред Г. Стрикленд и Джеймс Э.Мозес (Москва. Центрполиграф. 1999г.): "Фон Штефаниц формировал немецкую овчарку как породу, сочетавшую в себе рабочие качества, ум и благородство. Его не интересовала красота собаки, как таковая, она учитывалась лишь в той мере, в которой отражала её крепкое сложение для выполнения работы…". Почему сегодня многих не удовлетворяет немецкая овчарка? Почему у нас в стране сегодня все больше и больше "вздыхают" вспоминая нашу восточно-европейскую овчарку? Что имеем - не храним, потерявши - плачем… А, иначе и быть не могло: отбор-то шёл не по рабочим, а всё больше по экстерьерным качествам.
Между тем как спрос именно на рабочих собак сегодня неимоверно велик, и не только у нас в стране. Я думаю, каждый понимает, что "выставочная" собака ШОУ-класса отличается от "рабочей" так же, как фотомодель от универсального солдата. Потому, что одно дело выглядеть сильным, и совсем другое - быть сильным; одно дело быть красивым, и совсем другое - быть умным; одно дело идеально выглядеть по отношению к стандарту, и совсем другое - быть идеальной рабочей собакой, с хорошим чутьём, с устойчивой психикой и всеми остальными необходимыми для работы качествами.
Для работы и для охоты нужны не "бумажные" медалисты и не сомнительные чемпионы, а реально работающие животные.
Идея вывести новую породу собак с волчьей кровью была у меня давно. Первая попытка сделать это была ещё в прошлом тысячелетии - в 1986 году. Мне тогда посчастливилось приобрести 2-х недельную волчицу, взятую из логова, которая прожила у меня до 1989 г. Я её полностью приручил, и она знала многие команды: "ко мне", "сидеть", "лежать", "рядом". Плавала сама и охотно, но аппортировала редко и по настроению. Несколько раз она от меня убегала делая подкопы, или вылезая через крышу, но через некоторое время всегда возвращалась. Много могу о ней рассказать интересного, но это совсем другая история. В конечном итоге она трагически погибла в возрасте 3-х лет, и повязать её с собакой у меня не получилось, хотя попытки сделать это были неоднократно.
В 2000 году я купил у Войлочниковой (институт ВУНИИОЗ) щенка западно-сибирской лайки (гибрида волка 7-го поколения), кобелька светло-палевого окраса, из той её "волчьей" линии, которую она описывала в книге.
Назвал я его "ЛОБО". Выдающийся рабочий кобель, имеет дипломы по кунице, барсуку, кабану и медведю.
В 2003г. мною был заключен договор с Самарским зоопарком о проведении ряда экспериментов по гибридизации западно-сибирских лаек (ЗСЛ) с волками зоопарка. Многие не верили в удачный исход этого эксперимента, т.к. волчице, с которой мы собирались делать вязку, было уже 6 лет, и она была ещё не развязана и очень агрессивна к обслуживавшему её персоналу. Работники зоопарка меня отговаривали от моей затеи и уверяли, что она кобеля к себе не подпустит. А волчица действительно красавица: довольно рослая (около 65 см в холке), хорошо, я бы даже сказал "богато" одета, очень эффектного серебристо-серого окраса, с красивой типично волчьей головой, хорошим корпусом и типичными волчьими хорошо развитыми правильными конечностями, с лёгкими движениями и стелющейся рысью. Она похожа больше не на наших лесных и таёжных, а на скорее на полярных волков; зубная формула в норме (и прикус и количество зубов), и вообще никаких, по крайней мере видимых, изъянов у неё не обнаружено. До этого она не общалась с другими людьми и животными, и к ней в клетку никто никогда не заходил. Нужно отметить, что у нас с ней сразу произошёл контакт, и мне удалось заслужить её доверие. Наверно сказались мои знания в общении с волками и мой опыт с прежней моей волчицей. Да и волки вообще, по моим наблюдениям, волки очень тонко чувствуют человека. Больше 2-х недель перед течкой я появлялся почти каждый день у её клетки. Нужно отметить, что многие кобели моего питомника, которых я привозил к ней, как женихов на показ, либо её побаивались, либо она к ним как-то не особенно благоволила. Но Лобо покорил сердце дикой красавицы.