Продолжение 2:
2. Бассеты Лана. Эти бассеты, очевидно, породистее, типичнее, но вместе с тем в качестве охотничьих собак еще непрактичнее, так как имеют все недостатки, присущие чересчур кровным собакам. Как известно, Лан (в департаменте Нижней Сены) вывел эту породу от двух сук (?), купленных в провинции Артуа. Эти суки были несомненно кровными бассетами настоящих гончих артуа; тщательным подбором и кровосмешением бассеты Лана приобрели довольно постоянные признаки, вскоре привлекли на себя внимание охотников и распространились по всей Франции.
Это очень массивные и сырые складом бассеты, ростом в 30 - 32 сантиметра, с длинными ушами трубкой и искривленными ногами. Голова у них очень характеристична и напоминает голову нормандских; череп с сильно развитым затылочным гребнем и менее резким переломом, чем у бассетов Лекуте; лоб высокий, узкий, морда большая, толстая, иногда несколько горбоносая; чутье очень толстое и выдающееся; ноздри большие, открытые, с закругленными краями; брыли, однако, мало развитые (с английской, более верной, точки зрения у бассетов Лекуте и Лана брыли большие); щеки не мясистые. Глаза часто несколько светлые, с очень Умным выражением (иногда с отвислой нижней векой). Уши превосходные (!), очень длинные, тонкие, с узким основанием, приставленные ниже линии глаза и свернутые в трубку. Шея длинная и легкая (!), по Лезеблю; подгрудка нет (?). Грудь широкая и распахнутая. Плечи несколько прямые, часто с вывернутыми наружу локотками. Колодка длинная, массивная, объемистее, чем у бассетов Лекуте, почти волочащаяся по земле. Поясница (по Лезеблю} сильная и широкая. Передние ноги полукривые (и кривые?), такой же толщины, как у настоящих гончих. Пазанки задних ног совершенно правильные. Лапы сильные (большие?), нередко с уродливыми пальцами. Гон тонкий и носится свечкой, не согнутым. Окрас трехцветный, но чепрака почти никогда не бывает и желтые отметины на голове очень бледные; встречаются и желто-пегие собаки.

Голоса у них, по Megnin, низкие, грубые и отрывистые (cognant), всегда без подрыва и очень хороши в стае, но не в одиночку; Лезебль замечает, что голоса несколько глуховаты, но сильны и не однообразны (не однотонны). Общее мнение об этих бассетах, что они не особенно страстны и энергичны, а хладнокровны, даже несколько вялы, требуют подзадоривания и лучше гонят в стае, чем в одиночку; очень послушны и легко могут быть сбиты со следа; более пеши и неуклюжее других бассетов и вовсе не пригодны в тростниках и терновниках, но зато очень хороши в мелколесье и в парках, особенно для охоты на коз, также на кроликов. Вообще они очень лимфатичны, требуют постоянного моциона и кормления мясом. Megnin утверждает, что бассеты Лана пригоднее для стайной, а бассеты Лекуте - для одиночной гоньбы и что самые лучшие собаки для охоты получаются от скрещивания обеих пород, однако не чистокровных их представителей, а имеющих только 1/4 крови бассетов Лекуте, так как лановская кровь лучше, но требует подновления. Собаки, получающиеся от такой помеси, очень любят охоту, легко состаиваются, выносливы и обладают хорошими голосами. Так, например, поступает г. Пинель.
Порода эта несомненно произошла не от гончих артуа, как предполагается большинством французских охотников, а от нормандских гончих. Это доказывает: уши в трубку, голова, сырость склада, и Megnin основательно замечает, что бассет Лана похож на нормандскую гончую с укороченными ногами.
Добавлено через 1 минуту
3. Английский бассет. Бассеты Лекуте и Лана появились в Англии в 18бЗ году, и с ними познакомили английских охотников главным образом Everett Millais, а затем Krehl. Последний в 1880 г приобрел 3-х бассетов Лекуте, позднее еще 20. Родоначальниками породы, или разновидности, английских бассетов были два кобеля Лекуте Фино и Термино, несколько отличавшиеся друг от друга (Термино был легче, красивее, имел более длинные уши, желто-пегий окрас и более породистый вид). Бассеты Лана в Англии происходили от кобеля Романо и, по Милье, служили только для обновления крови бассетов Лекуте, которые от кровосмешения стали мельчать и вырождаться.
Однако англичане, следуя своему обыкновению усиливать различные признаки породы, не ограничились смешением двух разновидностей, а начали прибавлять к французским бассетам кровь английских блоудхоундов на том основании, как признавался Millais в своей полемике с французскими и бельгийскими любителями бассетов, что порода Лекуте происходит от гончих артуа, артуа же от сан-губеров, а так как блоудхоунды прямые (!) потомки последних, то, следовательно, обновлять кровь бассетов следует блоудхоундами. Логика довольно странная, так как все французские породы гончих ближе к сан-губерам, чем блоудхоунды, которые, как мы видели, происходят вовсе не от последних; затем обновлять кровь следует, конечно, бассетами же. В своем отчете о выставке Кеннель-клуба 1894 г. Millais прямо говорит о бассетах - потомках (внуках) чемпиона блоудхоунда Кромвеля.
Таким образом, англичане выработали свой, особый, своеобразный тип бассета. Но этого мало: они еще имеют смелость, если не нахальство, утверждать (Millais и Krehl), что "мы, англичане, получили от французов тип хороших бассетов и развели его; во Франции же тип этот утратился". И то и другое положения неверны, так как английские бассеты вовсе не чистокровные потомки французских, а во-вторых, ни тип Лекуте, ни тип Лана вовсе не утрачивались. Понятно негодование французов на англичан, которые являются в чужой монастырь со своим уставом и судят туземных собак по выдуманной ими мере (подобно Крелю на одной из бельгийских выставок), да еще вдобавок имеют дерзость утверждать: у вас, мол, не настоящие бассеты, пожалуйте в нашу лавочку.
Основанный в Англии особый клуб, Basset-club, принял в 1883 году описание бассета, составленное Крелем для книги Стонехенджа. Это описание, как водится весьма обстоятельное и подробное, конечно, во многом отличается от описаний бассетов Лекуте и Лана.
Голова составляет наиболее характерную часть. Чем более походит она на голову блоудхоунда, тем она совершеннее. Она длинна и узка, с тяжелыми брылями: выдающийся затылочный гребень образует настоящую охотничью шишку; лоб покрыт морами до глаз, которые должны иметь добродушное выражение, но тем не менее показывать красную соединительную перепонку (нижние веки отвислые). Общий вид головы должен свидетельствовать о чистоте породы и быть исполнен спокойного благородства. Зубы небольшие, и иногда верхняя челюсть длиннее нижней (подуздость). Это не порок (но и не достоинство) и называется заячьим носом.
Уши очень длинные, тонкие, бархатистые на ощупь; вытянутые, они должны касаться носа; часто собака на охоте наступает на них (!). Они поставлены низко и ниспадают складками, подобно драпировке; концы их должны (спереди) заворачиваться внутрь.
Шея спайная, с ясно выраженным подгрудком; локотки не должны быть обращены наружу. Грудь глубокая, широкая, подобна носу военного корабля. Туловище длинное, на коротких конечностях.
Передние ноги короткие, имеют в длину (до сочленения) 10 сантиметров; пясть (передний пазанок) покрыта морщинистой кожей; лапы массивные, с отделенными пальцами.
Ляжки изогнутые; бедра мускулистые, и если смотреть на собаку сзади, то она кажется цилиндром. Это вместе с вертлявой побежкой (виляние задом) очень характеристично для бассета.
Гон покрыт снизу грубым волосом и держится как всеми гончими.
Псовина короткая, мягкая на ощупь, тонкая, блестящая, как у скаковой лошади, для чего надо чистить собаку перчаткою, а не щеткою. Кожа неплотно прилегающая и эластичная.
Окрас черно-пегий с подпалинами; голова, плечи, бедра ярко-багряные, на спине черные отметины. Встречаются и серо-пегие бассеты (русачьей масти).
Оценка по 100-балльной системе
Голова, череп, глаза, морда и брыли 15
Уши 15
Шея, подгрудок, грудь и плечи 10
Передние ноги и лапы 15
Спина, поясница, зад 10
Гон 5
Рубашка и кожа 10
Окрас и отметины 15
Симметрия и характер (общий вид) 5
Итого 100
Из описания видно, что на самом деле английский бассет - блаудхаунд на коротких ногах с его типичной головой, длиннейшими ушами и морщинистой кожей и что он имеет довольно отдаленное сходство с своим родичем - бассетом Лекуте (количество крови бассетов Лана незначительно). Таким образом, Millais, Krehl и К' не имеют никакого права говорить, что они восстановили и сохранили угасавшую породу (Лекуте), тем более что последняя и не думала исчезать во Франции. Совершенно нелепо придавать у охотничьей собаки такое важное значение голове и ушам (30 баллов) и так мало туловищу и конечностям, вообще рабочим частям. На это указывали даже сами англичане, например Дальзиель. Megnin, присоединяясь к мнению известного французского заводчика бассетов Пинеля, полемизировавшего (в 1889 г.) с Millais, весьма основательно замечает, что совершенно бесполезно увеличивать уродство бассета, который сам по себе представляет анормальное животное: для чего, спрашивает он, бассету нужна голова блоудхоунда, зачем ему морщины на лбу, т. е. болезнь, известная под названием moluscum, также отвислые нижние веки, так назыв. ectropion. В свою очередь, Masson в 1894 г. справедливо негодовал на то, что в то время, когда английские любители настойчиво и упорно стремились выработать одну ультратипичную породу, французские охотники старались лишь о том, чтобы разбить бассетов на множество пород и разновидностей, отличая на выставках кривоногих, полукривоногих и прямоногих, а этих подразделяя, в свою очередь, на трехцветных, чепрачных и т. д.