В доску свой
Регистрация: 24.08.2009
Адрес: г. Шахтинск, Казахстан
Сообщений: 2,887
Сказал(а) спасибо: 2,002
Поблагодарили 1,650 раз(а) в 827 сообщениях
Подарков: 4
Вес репутации: 121
|
Re: Питомник"Волкодав центр"
За пределами мира устоявшихся заводских пород вот уже несколько тысячелетий существует особый "собачий континент" - огромный регион, выходцев из которого чаще всего называют туркменскими алабаями или среднеазиатскими овчарками.
Рассказывать о среднеазиатской овчарке интересно, но сложно - прежде всего потому, что это, по существу, обширная группа четко не выделенных пород, разнообразных по размерам, экстерьеру, окрасу, злобности и ряду других параметров. Различие между отдельными собаками этой группы порой больше, чем между представителями разных европейских пород. Не меньше сложностей и с названием. Хотя среднеазиатская овчарка (среди любителей которой прижилось сокращение "азиат") - одна из древнейших собак, свое современное название она получила лишь несколько десятилетий тому назад, и оно так и не стало общепризнанным. Название среднеазиатская или туркменская овчарка встречается уже в 1935 году. Еще раньше в выставочных каталогах она называлась туркестанской овчаркой, но с упразднением названия Туркестан к концу 40-х годов была переименована в среднеазиатскую. Термин овчарка применен к ней не совсем верно (среднеазиатская овчарка относится не к группе "овечьих собак", сопровождающих отары в окультуренных ландшафтах, а к пастушьим собакам, охраняющим стада в условиях длительных перекочевок по неосвоенной местности). Кроме того, это название при выходе породы на международную арену может оказаться неудачным, так как за рубежом понятия Средняя Азия не существует. Профессор С. Н. Боголюбский, описывая в 1927 г. собак Туркменистана, называл их как овчарками, так и волкодавами. Но и этот термин едва ли удачен. Туркмены считают алабаев не волкодавами, а гоюн-ити (овечьей собакой) или чапан-ити (пастушьей собакой). "Алабай" в изначальном значении слова - "пестрый, пятнистый"; также это - распространенная кличка и название одной из локальных разновидностей азиата в Туркмении. Да и нынеший Туркменистан - всего лишь небольшая часть региона обитания породной группы. Обычно из подобного затруднения можно выйти за счет использования местных, аборигенных названий. Но и тут подстерегает масса сложностей - каждый из народов региона по-своему именует разные типы этих собак, не применяя к ним никакого объединяющего наименования. В Таджикистане их называют чапани ("пастушья" - это относится к собакам среднего размера и крепкой конституции), дахморда ("заменяющий десятерых" - более легкие собаки, применяемые для пастьбы и для охоты) и дехкани ("сельский" - тяжелые, крупные сторожевые псы). Туркмены наряду с чапани выделяют копеков - сторожевых псов. В Узбекистане собак типа алабая почему-то называют казахским волкодавом, казахи и киргизы называют его бай-тобет. Неустойчивость общего наименования породной группы объясняется тем, что в регионе обитания алабая с незапамятных времен просто не было других собак, а все его типы и разновидности не были строго отделены друг от друга. Ареал аборигенного распространения азиата велик и включает в себя почти всю Центральную Азию. Внутри этих границ размещаются, по разным подсчетам, от одного до двух десятков самостоятельных пород, не считая вариаций, разнящихся длиной и распределением шерстного покрова. Различные исследователи выделяют те или иные типы азиатов; местное население различает породные линии по местностям с устоявшимися разведенческими традициями. Но до какой-либо четкой классификации далеко, тем более что этому отнюдь не способствует общая ситуация в регионе. Объединяет всех этих собак одно - удивительно стабильные и сходные рабочие качества. Несмотря на значительные различия в размерах, экстерьере и характере шерстного покрова, азиаты всех разновидностей отличаются рациональным атлетическим телосложенем, крупной головой с могучими челюстями, самостоятельностью и высокой приспособляемостью практически к любым условиям.
Привезен из Туркмении в 1992 г. География Средней Азии в прошлом отличалась от современной. Вместо нынешних пустынь значительную часть Каракумов занимали степи. На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. на территорию современного Туркменистана проникла очередная волна переселенцев из Ирана. Этим людям принадлежали собаки характерного облика. Кости таких собак и даже терракотовая статуэтка, изображающая пса с купированным хвостом и ушами, были найдены при раскопках поселения бронзового века Алтын-Депе (2000 лет до н.э.) в Южной Туркмении. Выходит, уже в те времена существовал обычай купирования хвостов и ушей, сохранившийся до наших дней. В фигурке сразу узнается силуэт среднеазиатской овчарки. Уже в те времена собаки несли в основном пастушью службу - они охраняли и сопровождали стада. Превосходные изображения таких собак имеются на серебряном кубке того времени, найденном в Северном Афганистане и хранящемся в Лувре. Там изображены хозяин-пастух, мальчик-слуга и собаки, идущие в три ряда. Изменение природной среды в сторону опустынивания, начавшееся с середины второго тысячелетия до н.э., вызвало отток населения. Земледельцы уходили назад к берегам Персидского залива, а на пустынной родине оставались пастушеские племена со своим скотом и собаками.
В поисках пастбищ они должны были кочевать. С развитием отгонного овцеводства еще больше усилилась необходимость в крупной, бесстрашной и неприхотливой собаке - надежном защитнике стад. На всей этой территории со сходными условиями хозяйства на протяжении многих столетий и создавалась такая порода. В VI веке до н.э. почти весь этот регион вошел в состав державы персидских царей из династии Ахеменидов. По легенде, первый из них, Кир Великий, был вскормлен молоком собаки. Собака в древней Персии почиталась и была священной. Этому способствовала и местная религия - зороастризм. Согласно Авесте, священной книге зороастрийцев, только у собак и человека есть сознание. В разделе Авесты под названием Видевдат создатель мира Ахура Мазда обещает страшную кару тому, кто причинит зло собаке: "А если, о Заратуштра, кто убьет собаку охотничью или пастушью, или ту, которая умеет многое, то душа его перейдет в свою будущую жизнь с великим плачем и стонами. Даже в смертный час никто не поможет ему, хотя он будет плакать и рыдать от страха и боли..." За преднамеренное убийство собаки полагалось тяжелое наказание - "восемь сотен ударов лошадиной плети".
Авеста наполнена прославлением великолепных качеств собаки: "Собаку, о Заратуштра, Я, Ахура Мазда, сотворил со своей одеждой, со своей обувью, бдительной, острозубой, получающей подношения от людей, сотворил для защиты живых творений... чтобы была она рядом с Правдой и Разумом, чтобы была она рядом с живыми творениями... в земном мире они суть охрана людей и скота; если бы не было собаки, невозможно было бы держать и одну овцу; всегда, когда она лает и разносится ее лай, духи и демоны убегают из этого места". В домах почитателей Ахуры Мазды собаки всегда ели прежде своих хозяев и получали "долю мужа" - молоко и жир с мясом. Если к жилищу приближалась бродячая собака, её полагалось впустить во двор и покормить, потому что "ни один дом не стоит на земле, если на то нет воли собаки". "Видевдатом" предусмотрены специальные наказания за увечья или даже за плохое кормление собак. Собака приравнивалась к человеку как юридическое лицо; для неё, в свою очередь, были установлены наказания за членовредительство по отношению к человеку (в первый раз - отрезалось правое ухо, второй раз - левое и т.д.).
5. Чара. Привозная сука из Узбекистана.
1995 г. Зороастрийцы верили в то, что душа умершего может быть украдена демонами. Защитить его могла только "четырёхглазая" (то есть с подпалинами над глазами) собака. "Четырехглазость" подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал сагдид ("осматривание собакой"), когда она своим взглядом прогоняла от мертвого тела демона трупной скверны. Несомненно, этими благими существами были предки алабаев. У таджиков до сих пор существует собачья кличка Чорчашма, а у туркмен - Турткуз - "Четырехглазый". Древнеперсидская держава была сметена отрядами Александра Македонского. В это время крупные породы пастушьих собак были широко распространены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, где славились могучие псы области Гандхара. До нас дошла история о том, как Александр получил в подарок от гандхарского царя Софита огромного кобеля, который мог на равных сражаться с любым хищником. Александр решил проверить это и стравил собаку со львом, но при виде царя зверей пес даже не двинулся с места. Высокомерный завоеватель приказал его убить. Узнав об этом, индийский царь сделал еще один подарок, указав при этом, что если Александр уничтожит и этого, то подобных этим двум бойцам у него уже никогда не будет. Были ли эти псы родственны азиатам? Наверняка. Об этом говорит как уверенность Софита в бойцовских качествах своих псов, так и странное поведение первого из них. Конечно, никакому, даже самому крупному псу, физически не выстоять в поединке со львом. Однако алабаи отличаются силой духа, самоотверженным бесстрашием, которое заставляет их, не раздумывая, вступать даже в неравную схватку в критической ситуации. Но лишь в критической - они не проявляют показного бойцовского азарта и по-пустому предпочитают не рисковать. Характерно, что пес не побежал, а остался на месте, проявив разумную выдержку. Возможно, подарок Софита был по-восточному тонким намеком на то, каким должен быть настоящий воин и правитель - бесстрашным, но не агрессивным. Александр, стремившийся к власти над всем известным ему миром, не захотел понять этого иносказания - а может быть, наоборот, слишком хорошо его понял.
|